?

Log in

No account? Create an account
Десять лет практики - Практика
prometa
prometa
Десять лет практики
Начала слушать интересную книжку "Талант сильно переоценивают" ("Talent is Overrated. What Really Separates World-Class Performers from Everybody Else" by Geoff Colvin). Месседж ясен - почему некоторые люди делают свое дело на уровне абсолютного совершенства, тогда как большинство, даже посвящая чему-то долгие годы так и топчутся вокруг весьма средних показателей? Традиционный ответ - врожденный талант, но это неправда. Ответ в другом.

Дальше автор, по устоявшейся традиции, мучает тезис о несостоятельности объяснения выдающихся достижений через уникальные врожденные качества. Если ему верить, то и Моцарт не писал самостоятельных музыкальных произведений в двенадцать лет просто от избытка творческих сил. Просто отец, выдающийся на то время преподаватель музыки, автор методических указаний по обучению композиции, делал из него композитора практически с рождения. То есть, к шестнадцати годам Моцарт получил такой же объем интенсивного тренинга и личной музыкальной практики, какой средний музыкант получает много позже. Ну и написал действительно великие произведения, в которых все - утро, блеск и счастье. А ранние композиции - вообще компиляции, сильно выправленные рукой Леопольда Моцарта. Не знаю, насколько это правда.

Автор разоблачает тезис о том, что выдающиеся бизнесмены, шахматисты и творческие люди обладают особенными интеллектуальными способностями. Автор утверждает, что большая часть когнитивных возможностей запросто тренирутеся, поэтому все маленькие трюки супер топ-менеджеров - наработанное, а в школе и университете (и в первые годы карьеры) большинство из них ничем особенным не блистали.

Я уже дослушала до того момента, когда автор начинает отвечать на вопрос "Если не талант и годы-годы-годы, то что же?". Ответ - часы-часы-часы, годы-годы-годы специализированной практики. То есть, направленных, точных и выверенных тренировок. Сравнивали успехи молодых скрипачей в трех контрольных группах - лауреаты конкурсов, хорошие исполнители - будущие первые скрипки рядовых оркестров, просто нормальные исполнители. Все они, на первый взгляд, трудятся примерно одинаково - суровая школа подготовки профессионального музыканта с восьми-девяти лет. Но, когда разобрались поподробней, выяснилось, что скрипачи из первой группы делали акцент на индивидуальной отработке техники и, к девятнадцати годам, набирали примерно 7000 часов упорных одиноких занятий. Тогда как средненькие исполнители - только 3000 часов. То есть, все посвятили скрипке много времени, но инвестировали время и усилия в самое главное только немногие. И, в принципе, молодой музыкант еще может попробовать нагнать блестящих сверстников, добрав четыре тысячи часов.

С одной стороны, довольно неприятная идея: 7000 часов на совершенство - это десять лет, если каждый день два часа посвящать практикованию какого-то навыка. Причем, это должны быть вывереные тренировки - просто так что-то делать не помогает, тренировки упорные и безжалостные по отношению к себе. Два часа чистого времени в день - это много. Десять-лет-каждый-день - это страшно много. И то, что я до сих пор не достигла ничего, сколько-нибудь близкого к совершенству, ни в чем, говорит только о недисциплинированности и недостаточном проявлении волевых качеств. Таланты непричем.

С другой стороны, все здорово. Если начать сейчас, то к сорока годам можно выйти на мировой уровень в чем угодно (кроме некоторых видов деятельности, требующих особых физических или моральных качеств). Проблема только в том, что для многих видов деятельности попробуй найти тот самый тип верной практики.

Метки:

69 комментариев или прокомментировать
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
chva From: chva Date: Октябрь, 25, 2009 08:21 (UTC) (Ссылки)
Это всё не так уж и сложно опровергается, на мой взгляд, любым человеком занимавшемся... ну хотя бы какой-то спортивной дисциплиной. Например, тренировки по каратэ — десятилетние дети, все без первоначальной подготовки. Занимаются со всеми одинаково, но один-два из группы начинают быстро уходить вперёд, их успехи недостижимы для других. Я такое видел.

Не отрицаю значения долгих тренировок и т.п. Но это далеко не всё. Скорее, дело в сочетании талант + тренировка.

Ещё один пример — разве мало в тех же школах талантливых, но ленивых учеников которые без особых усилий перегоняют менее талантливых, но более усидчивых одноклассников? Это перестаёт работать в условиях спецклассов, во время учёбы в хорошем институте, но только из-за того что там могут быть столь же талантливые, но ещё и трудолюбивые сверстники.

Кратко резюмирую. На мой взгляд:

1) Нет таланта и трудолюбия — никакой или очень маленький прогресс
2) Талант без трудолюбия и труд без таланта — успех может быть довольно большим, выше среднего, но вершин не достичь
3) Талант и пот — максимальный успех (если ещё будет и везение).
prometa From: prometa Date: Октябрь, 25, 2009 08:28 (UTC) (Ссылки)
На это есть контраргумент. Разумеется, люди разные и имеют разные данные для определенных видов деятельности. Способности и талант очень сильно влияют на успехи в самом начале обучения. Одни дети грациозны, другие, как дуболомы. Но, если рассматривать зрелое мастерство тех, кто лучше всех в мире, то корреляции с первыми успехами практически нет.
evaleks From: evaleks Date: Октябрь, 25, 2009 08:27 (UTC) (Ссылки)
Вдохновляет, спасибо.
prometa From: prometa Date: Октябрь, 25, 2009 08:29 (UTC) (Ссылки)
Меня тоже. Так, к сорока годам, я смогу написать великий роман.
kapterev From: kapterev Date: Октябрь, 25, 2009 08:27 (UTC) (Ссылки)
А там ничего не написано, где взять мотивацию?
prometa From: prometa Date: Октябрь, 25, 2009 08:28 (UTC) (Ссылки)
Я прослушала только первую треть!
miss_pinchman From: miss_pinchman Date: Октябрь, 25, 2009 08:29 (UTC) (Ссылки)
Интересно, куда тогда девать Гогена?
andrzejn From: andrzejn Date: Октябрь, 25, 2009 09:33 (UTC) (Ссылки)
Как же классифицировать Питера Бигля с великолепным "Тихим уголком", написанным в 17 лет?

Десять лет упорной работы - да, цифра правильная. В самый раз, чтобы с нуля подняться до крепкого уверенного мастерства. Или от первых проблесков ярких способностей до блистательного таланта.

На десятом году любой может написать весьма приличную книгу. Или основательную полезную программу. Люди будут читать, пользоваться и хвалить. Но до шедевров настоящих талантов они всё равно не дотянут...
prometa From: prometa Date: Октябрь, 25, 2009 09:54 (UTC) (Ссылки)
Откуда мы знаем, может, Бигля с трех лет дрессировали на предмет прозаического мастерства? Это же пространство неизвестного. С равным успехом можно утверждать и то, что он сел-написал в 17, и то, что он шел к этому через какую-то форму подготовки.

Я училась сначала в математической школе, потом на мехмате, и вокруг всегда было много талантливых юношей. Некоторые из них сейчас небезуспешно занимаются большой математикой. Так вот, они всегда добивались своих успехов играючи, правилом местного хорошего тона было делать все легко и никогда не демонстрировать усилия. Я одно время поражалась и чувствовала себя слегка уязвленной, поскольку мне приходилось много заниматься, и дома я проводила много часов за подготовкой. А потом я начала встречаться с парнем, который всегда был одним из лучших, и сейчас тоже, так вот, он работал, как зверь. И начал это делать с раннего детства, поскольку родители его были физиками, и уделяли воспитанию сына очень много внимания. За закрытыми дверями он трудился куда больше, чем я, но об этом мало кто знал.
morteleth From: morteleth Date: Октябрь, 25, 2009 12:24 (UTC) (Ссылки)

На счет 10-ти лет...

10 лет в правильном возрасте. Детей учить легче. При прочих равных (при равных таланте и начальной базе), человек с 5-ти до 15-ти лет стабильно нарабатывающий некий навык, будет круче его же самого, занимавшегося тем же с 15-ти до 25-ти.

А на счет таланта. Ну, не совсем так, как и обычно с этими книгами. Есть психология, есть врожденные данные, есть склонности, предпочтения, свои темы. От осины не родятся апельсины, как ни крути. Другой вопрос, что осина изначально вряд ли пойдет в производство апельсинов, ибо эта область ей изначально чужда.
prometa From: prometa Date: Октябрь, 25, 2009 12:36 (UTC) (Ссылки)

Re: На счет 10-ти лет...

Понятно, что штука сложная и все зависит от множества параметров.

Насчет возраста я сомневаюсь, по-моему, особая обучаемость детей - чистый миф, если не брать спорт, где важны именно возрастные физиологические особенности. Подростки иногда в определенных областях выскакивают вперед, но у них есть еще и преимущество огромного запаса свободного времени. А так дети медленно все осваивают и больше ориентированы на повторение, копирование, чем на анализ.
anushka12 From: anushka12 Date: Октябрь, 25, 2009 12:57 (UTC) (Ссылки)
Думаю, талант- это руд, помноженный на мотивацию. А мотивация- это когда внутренние потребности совпали с внешнем воздействием учителя, отца, педагога...
norguhtar From: norguhtar Date: Октябрь, 25, 2009 14:38 (UTC) (Ссылки)
Практика дает результаты при увлеченности процессом. Если увлеченности нет, то практика не будет идти на пользу. К примеру программированию в целом можно обучить практически любого человека, но лишь часть людей не воспринимает этот процесс как нудный и скучный.
prometa From: prometa Date: Октябрь, 25, 2009 16:52 (UTC) (Ссылки)
В следующей записи я пересказала, что там про практику. Вы точно особенность указали - нужно со всей искренностью и концентрацией заниматься, иначе не получится.
shin1 From: shin1 Date: Октябрь, 25, 2009 16:14 (UTC) (Ссылки)
очень интересно. спасибо.
olga_mukhortova From: olga_mukhortova Date: Октябрь, 25, 2009 17:33 (UTC) (Ссылки)
в моем случае это работает.
в школе язык давался прекрасно, просто из-за памяти, что говорила - не понимала.
в ВУЗе начала английский с нуля, в 17 лет с задачей через 2 года перейти в группу, где люди после английской школы. 2 года. каждый день по 3 - 5 часов. в каникулы и по 6, с переывами, конечно в течение дня. на 3 год я занималась с ними. плюс параллельно шли 3 языка славянских и 2 мертвых в течение 2 лет. итого: любой язык я сейчас не просто хватаю, а сглатываю, причем успешно и быстро. и это не талант. это мозг, натренированный на язык. все. задница+учебник+интерес+годы занятий языком
да! мне ОЧЕНЬ повезло с ТАЛАНТЛИВЫМИ учителями:)

Edited at 2009-10-25 17:34 (UTC)
muhazeze From: muhazeze Date: Октябрь, 25, 2009 20:18 (UTC) (Ссылки)
Для подготовки психоаналитиков есть выверенные часовые разнарядки. Т.е. чтобы стать членом IPA (международная психоаналитическая ассоциация), нужно не менее 600 часов личного анализа, а еще определенное количество часов теории, супервизии и часов работы с клиентами.
По сумме получается меньше, чем 7000, но если прибавить сюда чтение спецлитературы, то вполне сравнимо.
Десять лет каждый день вполне можно успеть.
С одной стороны, меня пугает этот объем, который предстоит освоить. С другой стороны, вдохновляет что в выбранной профессии есть такие жесткие стандарты качества подготовки.

Так что мне очень близка идея этой книги. Захотелось тоже ее почитать, но в торрентах не нашла. Нет ли у тебя ссылки откуда качнуть?
virgoss From: virgoss Date: Октябрь, 27, 2009 13:00 (UTC) (Ссылки)
Если не боишься английского, то вот: http://ebdb.ru/Search.aspx?p=1&s=Talent+is+Overrated
brmr From: brmr Date: Октябрь, 25, 2009 21:36 (UTC) (Ссылки)
талант, или если хочешь склонность, дает фору
раньше ли распознать или удерживать ребенку внимание

есть же дисциплины, где чтобы стать кем-то, надо суметь туда попасть
например прыжки с шестом
сколько потенциально великих спортсменов погибло, просто не зная, что им нужно прыгать с шестом, а не средненько отбивать ракеткой мяч
katryn_stein From: katryn_stein Date: Октябрь, 26, 2009 07:34 (UTC) (Ссылки)
мои крестники - невероятно одаренные "телесно" дети, это просто ВИДНО невооруженным глазом. через мои руки прошло уже несколько десятков детей, я имею в виду - буквально, когда живешь вместе каждый день.
так вот, из моих "личных" детей никогда бы не получилось ничего подобного в плане достижений в гимнастике и единоборстве, даже если бы они занимались по 10 часов в день. исходные данные другие. физика.
vdmama From: vdmama Date: Октябрь, 26, 2009 09:22 (UTC) (Ссылки)
действительно вдохновляет, спасибо.
напишите, пожалуйста, о чем будет в оставшихся 2/3 книги :)
aguti From: aguti Date: Октябрь, 27, 2009 09:33 (UTC) (Ссылки)
Мне кажется, правда где-то посередине.
Я в жизни пересекалась с талантливыми людьми, и видела, как они отличаются от обычных "со способностями".
Один из них - талантливый музыкант, но учился со мной в техническом вузе. Он рассказывал, как обучался музыке. Да, с 5-ти лет, да, рано. Но он приходил с детского сада, и прямо в валенках, пальто и шапке бежал к пианино, снимал только варежки.
Ну и я видела, как он выверял исполнение - это действительно изнуряющий труд, но он был способен сидеть ночами, чтобы сделать именно то, что он считает правильным.
Вот на такой труд, мне кажется, способны только талантливые люди. Собственно, эту мотивацию сидеть ночами над пассажем (напомню, он параллельно учился в техническом вузе, ничего общего) я и называю талантом. Они способны дойти до совершенства. Просто способные "сдохнут" по дороге :)
69 комментариев или прокомментировать
Страница 1 из 2
[1] [2]