?

Log in

No account? Create an account
Конструктивное Предложение - Практика — ЖЖ
prometa
prometa
Конструктивное Предложение
Я слышала эту историю давным-давно, но забыла конкретные детали, и сама уже стала сомневаться, насколько она достоверна. Но вот случайно увидела статью и вспомнила.

Представление о бриллианте как о драгоценном камне номер один, оказывается, создано совсем недавно. Принято считать, что бриллианты - самые красивые, самые дорогие, самые искристые драгоценности. Королевы красоты получают короны с бриллиантами, потому что любой другой камень недостаточно хорош для них, бриллиантовые подвески королевы кажутся главным сокровищем французской короны, и, вообще, лучшие друзья девушек.

Так было далеко не всегда. До начала прошлого века самыми ценными камнями считались изумруды, сапфиры и рубины, а также драгоценный не-камень жемчуг. На их ослепительно-ярком фоне алмазики терялись. Их держали за довольно скучные камни, чья стоимость объяснялась только редкостью. До девятнадцатого века алмазы находили в Индии и Бразилии, счет шел чуть ли не унции. Но в 1870 внезапно открыли богатые южноафриканские месторождения, откуда алмазы повезли уже тоннами, что низвело их до уровня полудрагоценного камня. Алмазные дельцы сначала приуныли, но потом собрались и разработали блестящий антикризисный план. Во-первых, вся алмазная индустрия - от добычи до торговли готовыми изделиями - была взята под контроль одной группировкой, знаменитой Де Бирс. Во-вторых, был развернут потрясающий культурный проект, который сделал бриллиант больше, чем роскошью.

Де Бирз создали новую традицию предложения руки и сердца, в которой обязательно фигурирует помолвочное кольцо с бриллиантом. Они не стали рассказывать, что бриллиант - это красиво, роскошно или загадочно. С помощью рекламной кампании и пиара на голливудских звездах был установлен новый образец Предложения. Все на свете знают, как выглядит классическое романтическое предложение руки и сердца: мужчина должен протянуть бархатную коробочку с кольцом и сказать: "Would you marry me?". Эту связку магического жеста и слова придумали рекламщики, чтобы продавать бриллианты. Представляете, все герои фильмов делают бесчисленные предложения в красивых ресторанах, девушки воображают, как он станет на колено и протянет кольцо, хвастаются подругам кольцом или тайно досадуют, что их позвали замуж "не так", только потому, что инвесторам надо было что-то делать с обесценившимся активом. Боже, этот несчастный актив породил целый мир. По статистике, 80% американских пар обручались кольцом с бриллиантом.

Чуть позже Де Бирс провел похожую работу в Японии. Сразу понятно было, что рынок огромный, но японцы сватались очень традиционно: родители, свахи, жених и невеста отпивают чуть-чуть сакэ их общей чашки. Однако, мощь рекламных технологий справилась и с этим случаем.

Меня восхищают такие вещи. Человеческая воля, воображение, удача порождают явление, которое стало естественным и, в воображении людей, старым, как мир. Кто знает, может быть Ретт Батлер становился на колено перед Скарлетт, а потом привез ей из Лондона кольцо с непристойно-большим бриллиантом, потому что Митчелл уже попала под влияние кампании Де Бирса.
39 комментариев или прокомментировать
Comments
netsquire From: netsquire Date: Сентябрь, 29, 2008 07:49 (UTC) (Ссылки)
Надо все-таки уточнить, что запоздалый выход на Большой рынок алмазов связан больше с тем, что правильно гранить их научились сравнительно недавно - и вот только после этого они "заиграли". А до того (когда все камни были неограненными - посмотрите на оклады старинных икон или ту же Шапку Мономаха!) они были сравнительно скушными стекляшками.
А рекламисты подключились уже потом.
prometa From: prometa Date: Сентябрь, 29, 2008 08:09 (UTC) (Ссылки)
Я когда-то пыталась вспомнить эту историю и найти концы, проверяла версию с гранением. Гранить научились раньше.
morteleth From: morteleth Date: Сентябрь, 29, 2008 07:52 (UTC) (Ссылки)

На эту тему

http://mi3ch.livejournal.com/1408118.html?style=mine

Там должно быть много подобных примеров.
prometa From: prometa Date: Сентябрь, 29, 2008 08:09 (UTC) (Ссылки)

Re: На эту тему

Ага.
ivanov_petrov From: ivanov_petrov Date: Сентябрь, 29, 2008 08:58 (UTC) (Ссылки)
Спасибо! В самом деле фантастика - если это пиар-проект...
prometa From: prometa Date: Сентябрь, 29, 2008 09:02 (UTC) (Ссылки)
Скорее, маркетинговый проект. Есть много статей об этом, статистик, похоже на правду.

А представляете, если Де Бирс настолько круты, что выдумали про себя целую историю с таким сюжетом? По-моему, это еще великолепней - заставить людей верить, что это они заставили их верить в миф о придуманном Помолвочном Кольце. Властелины колец!
seann From: seann Date: Сентябрь, 29, 2008 09:06 (UTC) (Ссылки)
Рекламные технологии сработали, однако, не сразу: Барбара Картланд в воспоминаниях пишет, что только в 50-е годы она сообразила, какую же глупость сделала в 20-х, продав алмазную брошку-стрелку (носила ее на шляпе) ради того, чтобы купить модную тогда длинную-предлинную нитку жемчуга. Мисс Картланд в 20-е гг. была профессионально в курсе такого рода тенденций (ее зарабатывала колонками сплетен в газетах, в Таттлер и проч., вращалась в самом модном высшем свете) и едва ли упустила бы тренд, существуй он в те годы.
switch_on From: switch_on Date: Сентябрь, 29, 2008 09:32 (UTC) (Ссылки)
Де Бирс начал свою кампанию в начале 30-х.
From: xeus_top_777 Date: Сентябрь, 30, 2008 00:01 (UTC) (Ссылки)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
rikki_t_tavi From: rikki_t_tavi Date: Сентябрь, 30, 2008 07:33 (UTC) (Ссылки)
О да, это была потрясающая по эффективности кампания.
Я статью потом дочитаю, пока только первую страницу прочла - интересно.

Я как-то писала статью про свадьбы для Космо, а им не понадобилось, там я, помнится, про кольца-то правду и выкладывала - какие и сколько стоит и сколько бриллиантов ДеБирс велит иметь.
prometa From: prometa Date: Октябрь, 1, 2008 06:30 (UTC) (Ссылки)
Об этом целую книжку можно написать, увлекательную.
А здесь http://ivanov-petrov.livejournal.com/1012632.html большое обсуждение этой статьи прошло, с возражениями, уточнениями.
tipagleb From: tipagleb Date: Сентябрь, 30, 2008 10:28 (UTC) (Ссылки)
Отличная история, спасибо! Очень мало людей понимают, как много в их социальной жизни определяется прихотями кучки волевых людей. Я хотя и не сторонник теорий заговора, но глядя на всё вокруг происходяшее, так и хочется в них поверить.
prometa From: prometa Date: Октябрь, 1, 2008 06:32 (UTC) (Ссылки)
Почему все культрные проекты пытаются свести к пароноидальным теориями заговора? Мне не нравятся построения о злых людях, которые манипулируют миром через века, но очень нравятся истории масштабных культурных проектов.
From: ludoboj Date: Октябрь, 1, 2008 19:24 (UTC) (Ссылки)
алмазы в каратах меряюццо, ага... не в унциях. традиция такой.
и обрабатывают их неимоверно давно, индусы с китайцами, по крайней мере.
бриллиант "Шах", которым расплатились за Грибоедова - ведет историю с 16, а то и с 15 века. Нет, это, в принципе, недавно... если прикинуть, что первые классификации, так или иначе дошедшие до наших времен и датируемые первым тысячелетием до н.э. уже содержат алмаз, как драгоценный камень.
Де Бирс, молодцы, а чегож... начав с обслуживания(не добычи, между прочим...) искателей драгоценного сырья в 1988, создали в 1933 практически мировую монополию и провели потрясающую рекламную компанию в 1946 "A diamond is forewer". И что? Теперь компания контролирует всего 40% этого рынка. закат империи. гы.
Скучные стекляшки? Ну подержите как нибудь на ладони карат 200-300 крупных, чистых, даже не ограненных камней. Что то в этом есть... нескучное... и дело не в стоимости.
НЕ может понять человек, не державший в руках 10 каратного брюля таких ощущений.))))))))))))))))

зы. Марсель Толковский, математик, рассчитал в 1919 году огранку современных бриллиантов. ее, правда, модифицировали уже неоднократно, но смысл остался почти тот же. Так что "привычно" гранят - сравнительно недавно, меньше ста лет.

Edited at 2008-10-01 19:28 (UTC)
prometa From: prometa Date: Октябрь, 2, 2008 03:44 (UTC) (Ссылки)
Ага, и не в унциях, и не в тоннах.

Главная идея состоит в том, что одна коммерческая компания создала новую традицию, которая вросла в культуру и уже поддерживает себя сама. То, что были выдающиеся и ценимые бриллианты до Де Бирса, что бриллианты, и в самом деле, красивы, не так важно.
brmr From: brmr Date: Октябрь, 1, 2008 19:37 (UTC) (Ссылки)
интересная история
а мне из всех камней всегда нравились только изумруды
prometa From: prometa Date: Октябрь, 2, 2008 03:50 (UTC) (Ссылки)
Я думаю, что нет отношения к "всем камням вообще". Важно впечатление от конкретной вещи в руках. Это ювелиры-оценщики мыслят формальными категориями размер-чистота-огранка, а просто люди смотрят на готовое кольцо или подвески.
ritareks From: ritareks Date: Декабрь, 24, 2008 14:34 (UTC) (Ссылки)
Вызывает удивление не столько сама эта история как "пиар-проект", сколько то, что она органически вписалась в общий культурный проект, прижилась, и авторство этой истории забылось... С этой историей получилось так же, как и со многими фольклорными вещами - не важно, кто их придумывает, важно, что они приживаются в языке и становтся чем-то естественным...

Одним словом, это иллюстрация к тому, как корпорации создают то, что называется культурой.

prometa From: prometa Date: Декабрь, 24, 2008 15:46 (UTC) (Ссылки)
Прочитала ваш комментарий и вспомнила, что некоторые вполне авторские песни считаются народными. Это же высшая похвала автору. Высоцкий очень гордился, что несколько его песен сами фронтовики считали своими, солдатскими и даже "помнили", как пели их во время войны.
From: 9000 Date: Январь, 2, 2009 03:35 (UTC) (Ссылки)
> только потому, что инвесторам надо было что-то делать с обесценившимся активом
Такова жизнь (в смысле биологического явления): она изобретательна и не стесняется в средствах. "Сотри миллионов лет эволюции, трубчатые кости, потрясающей зоркости глаза, отточенная аэродинамика, сверхэффективные мышцы, волшебно переливающиеся перья — и всё это затем, чтобы нагадить мне на шляпу?" (цитпопам)
From: 9000 Date: Январь, 2, 2009 03:36 (UTC) (Ссылки)
"Сотри" = "Сотни".
Есть случаи, когда спеллчекер бессилен %)
39 комментариев или прокомментировать