prometa (prometa) wrote,
prometa
prometa

Category:

Десять лет практики

Начала слушать интересную книжку "Талант сильно переоценивают" ("Talent is Overrated. What Really Separates World-Class Performers from Everybody Else" by Geoff Colvin). Месседж ясен - почему некоторые люди делают свое дело на уровне абсолютного совершенства, тогда как большинство, даже посвящая чему-то долгие годы так и топчутся вокруг весьма средних показателей? Традиционный ответ - врожденный талант, но это неправда. Ответ в другом.

Дальше автор, по устоявшейся традиции, мучает тезис о несостоятельности объяснения выдающихся достижений через уникальные врожденные качества. Если ему верить, то и Моцарт не писал самостоятельных музыкальных произведений в двенадцать лет просто от избытка творческих сил. Просто отец, выдающийся на то время преподаватель музыки, автор методических указаний по обучению композиции, делал из него композитора практически с рождения. То есть, к шестнадцати годам Моцарт получил такой же объем интенсивного тренинга и личной музыкальной практики, какой средний музыкант получает много позже. Ну и написал действительно великие произведения, в которых все - утро, блеск и счастье. А ранние композиции - вообще компиляции, сильно выправленные рукой Леопольда Моцарта. Не знаю, насколько это правда.

Автор разоблачает тезис о том, что выдающиеся бизнесмены, шахматисты и творческие люди обладают особенными интеллектуальными способностями. Автор утверждает, что большая часть когнитивных возможностей запросто тренирутеся, поэтому все маленькие трюки супер топ-менеджеров - наработанное, а в школе и университете (и в первые годы карьеры) большинство из них ничем особенным не блистали.

Я уже дослушала до того момента, когда автор начинает отвечать на вопрос "Если не талант и годы-годы-годы, то что же?". Ответ - часы-часы-часы, годы-годы-годы специализированной практики. То есть, направленных, точных и выверенных тренировок. Сравнивали успехи молодых скрипачей в трех контрольных группах - лауреаты конкурсов, хорошие исполнители - будущие первые скрипки рядовых оркестров, просто нормальные исполнители. Все они, на первый взгляд, трудятся примерно одинаково - суровая школа подготовки профессионального музыканта с восьми-девяти лет. Но, когда разобрались поподробней, выяснилось, что скрипачи из первой группы делали акцент на индивидуальной отработке техники и, к девятнадцати годам, набирали примерно 7000 часов упорных одиноких занятий. Тогда как средненькие исполнители - только 3000 часов. То есть, все посвятили скрипке много времени, но инвестировали время и усилия в самое главное только немногие. И, в принципе, молодой музыкант еще может попробовать нагнать блестящих сверстников, добрав четыре тысячи часов.

С одной стороны, довольно неприятная идея: 7000 часов на совершенство - это десять лет, если каждый день два часа посвящать практикованию какого-то навыка. Причем, это должны быть вывереные тренировки - просто так что-то делать не помогает, тренировки упорные и безжалостные по отношению к себе. Два часа чистого времени в день - это много. Десять-лет-каждый-день - это страшно много. И то, что я до сих пор не достигла ничего, сколько-нибудь близкого к совершенству, ни в чем, говорит только о недисциплинированности и недостаточном проявлении волевых качеств. Таланты непричем.

С другой стороны, все здорово. Если начать сейчас, то к сорока годам можно выйти на мировой уровень в чем угодно (кроме некоторых видов деятельности, требующих особых физических или моральных качеств). Проблема только в том, что для многих видов деятельности попробуй найти тот самый тип верной практики.
Tags: любите книгу - источник знаний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →