?

Log in

No account? Create an account
О метапозиции - Практика
prometa
prometa
О метапозиции
Одна из самых сильных и важных техник всякого мыслящего существа состоит в рефлексивном выходе. Недостаточно что-то делать-делать-делать с нечеловеческим старанием и страстью, периодически нужно останавливаться, чтобы спросить себя: а что, собственно, я делаю? Каким способом я это делаю? Совпадают ли промежуточные результаты с намеченными чек-пойнтами? Движемся ли мы по направлению к изначальной цели? Кроме того, невредно оценить, как эту всю ситуацию видят другие участники процесса, и какие у них есть планы, цели и траектории движения. Отдельное приложение рефлексивного подхода - всевозможные интриги и манипуляции с взаимными представлениями о ситуации. Писать об этом нет смысла, когда есть изумительная книжка Владимира Лефевра "Конфликтующие структуры". Внимательное прочтение первых двух глав обеспечит уже упомянутому мною мыслящему существу все блага, которые он только способен помыслить.

Когда я впервые познакомилась с идеей метапозиции, меня, как это часто бывает, привлекло нецелевое использование инструмента. Я подумала, что требуемое для рефлексии состояние взгляда со стороны - отличнейшая штука, и совершенно неясно, зачем, выйдя из глубокой вовлеченности в ситуации, обратно туда заныривать.  Можно перестать идентифицироваться себя с конкретной социальной ролью, телесным состоянием, совокупностью интеллектуальных способностей, культурно-цивилизационным багажом, эмоциональными состояниями. Ну достался мне для игры вот такой персонаж, нужно двигать его по доске, развивать, проходить контрольные точки. Главное помнить, что настоящее "я" - не то, что занимается смешными маленькими делами, устает или обижается. Самосознание находится над игрой, над ситуацией.

Долгое время идея метапозиции представлялась мне способом достигать любых целей. Все превращается в замысловатую игру с высокими ставками - анализируешь общую картину, вырабатываешь планы и двигаешь, двигаешь себя вперед. Маленькие неудобства и страхи фигурки игрока не слишком заботят. Главное, оставаться в границах коридора функциональности - персонаж должен быть в хорошей форме и полностью дееспособен. Ты всегда сильнее любого из участников процесса, пусть даже и более мощных фигур, поскольку они-то по площадке бегают, а ты сверху смотришь. Впрочем, относительно старших фигур у меня было предположение, что все, у кого в жизни что-то получаются, тоже в рефлексивном пространстве живут. Это теория, на практике к ней удается довольно плотно приблизиться, если упражняться с достаточным упорством.

Через несколько лет такой жизни я узнала, в чем подвох. Должен же быть подвох на пути, где нет проблем с ерундой вроде "хочу" и "не хочу", "страшно", "больно", "интересно", "неинтересно". Я обнаружила, что вечное пребывание в метапозиции убивает способность к действию. Нет оснований - у маленькой фигурки на доске не может быть значимых желаний и побуждений, а витающему в рефлексивном пространстве "я" неоткуда брать цели. Чисто рациональный способ целепологания не работает, нет энергии, ведь энергия порождается только жизнью. 

Когда понимаешь, что нужно вернуться, очень трудно признать, что ты - не абсолютный и неуязвимый игрок, обозревающий смешное копошение на доске, а одна из фигурок, и все происходящее происходит с тобой. Любопытный опыт - заново учишься хотеть, сметь, решаться. Отношения с людьми перестают быть легкими, ежедневное существование внезапно обрастает сложностями в самых неожиданных местах, и границы комфортности сужаются невероятно. Но зато ты снова живешь. Видимо, метапозиция - это вроде сумрака для магов из "дозоров" Лукьяненко - выходить нужно обязательно, только ненадолго.

Если что, история с застреванием в метапозиции произошла со мной очень давно, и описана исключительно как поучительный пример для одного человека. Познакомиться с чужими наблюдениями на этот счет мне интересно, советы точно не нужны. А то я знаю, как оно бывает в ЖЖ, сейчас же десять телефонов опытных психотерапевтов дадут и проверять щитовидку отправят.
20 комментариев или прокомментировать
Comments
smallkaa From: smallkaa Date: Ноябрь, 8, 2009 20:50 (UTC) (Ссылки)
распечатаю-ка я это.
olga_mukhortova From: olga_mukhortova Date: Ноябрь, 8, 2009 21:05 (UTC) (Ссылки)
+1000))))) про весь текст
особо прекрасен последний пассаж
From: 9000 Date: Ноябрь, 9, 2009 11:07 (UTC) (Ссылки)
да, последний пассаж роскошно сбивает неизбежную серьёзность, образовавшуюся в предпоследних.
(пойду-ка скачаю "Конфликтующие структуры" где-нибудь.)
can_tata From: can_tata Date: Ноябрь, 9, 2009 16:16 (UTC) (Ссылки)
oi, a esli nashli - ne skinete please?... tabramova at yandex dot ru... :)
From: 9000 Date: Ноябрь, 9, 2009 18:35 (UTC) (Ссылки)
На lib.rus.ec есть.
can_tata From: can_tata Date: Ноябрь, 10, 2009 00:08 (UTC) (Ссылки)
Спасибо!
prometa From: prometa Date: Ноябрь, 18, 2009 14:13 (UTC) (Ссылки)
Нельзя впадать в звериную серьезность!
can_tata From: can_tata Date: Ноябрь, 8, 2009 22:16 (UTC) (Ссылки)
очень интересно, спасибо! Осталось прочитать книжку:)
prometa From: prometa Date: Ноябрь, 18, 2009 14:14 (UTC) (Ссылки)
Можно даже первые две или три главы.
iamyodaddy From: iamyodaddy Date: Ноябрь, 8, 2009 23:04 (UTC) (Ссылки)
мне кажется, что психическая реальность устроена таким образом, что то что для одних является инструментом, для других является свойством психики, отсюда и прикол, что как только ты случайным образом превращаешь свойство своей личности в инструмент, то происходит застревание

а шитовидку нужно проверять в любом случае - без семиотического анализа своей второй сигнальной системы
prometa From: prometa Date: Ноябрь, 18, 2009 14:15 (UTC) (Ссылки)
Она у меня проверенная! Я же ипохондрик.
iamyodaddy From: iamyodaddy Date: Ноябрь, 18, 2009 17:15 (UTC) (Ссылки)
а я еще не проверил, зато проверил печень и желчный пузырь
taily_loom From: taily_loom Date: Ноябрь, 9, 2009 10:01 (UTC) (Ссылки)
Совершенно невероятно, что кому-то придет в голову отправлять Вас к психотерапевту. Хотя складывается ощущение какой-то гиперрациональности, но это, видимо, только часть айсберга. В связи с этим очень интересно, будет ли хотя бы один пост про то, что же Вы ЧУВСТВУЕТЕ...
prometa From: prometa Date: Ноябрь, 18, 2009 14:27 (UTC) (Ссылки)
Да ладно, я несколько раз обращалась к психотерапевтам по разным поводам. Это очень полезно, можно разобраться с мелкими неприятными чертами в себе. Например, с привычкой начинать дела и не заканчивать. Неудобная же особенность, и можно от нее отделаться. Психотерапевт делает то, на что ему ТЗ дается, как косметолог или тренер в спортзале.
katia_katia From: katia_katia Date: Ноябрь, 10, 2009 01:35 (UTC) (Ссылки)
зацепило, т.к. у меня проблема обычно увязания внутри ситуации и даже хуже - внутри первой позиции (я) без перехода во вторую, не говоря уже о мета...
найду-ка, пожалуй, книжку :-)
prometa From: prometa Date: Ноябрь, 18, 2009 14:28 (UTC) (Ссылки)
А, ну да, труднее всего переключаться вовремя, не застревать ни там, ни там.
tri_botinka From: tri_botinka Date: Ноябрь, 12, 2009 15:01 (UTC) (Ссылки)
Если "убрать из кадра" у Лефевра чистую рефлексию - то останется классическая философия - мышление есть неразрывное единство сознательного и бессознательного. А в бессознательном "мышлении" основную роль играет интуиция. К сожалению, в большинстве работ по рефлексии очень сильно преувеличивается роль рефлексии и недооценивается роль интуиции и вообще бессознательного. Простой пример - когда исследователь нащупывает какой то закон, он спонтанно уже имеет ответ - но не знает или не может этот вывод обосновать. И тогда обоснование делается через рефлексию, но само открытие пришло все же интуитивно. За счет интуиции (а не рефлексии) выигрывают в деятельности, если нужна гибкость, подвижность, изменчивость - например в многовариантных играх типа шахмат. Никоим образом не умаляя роли рефлексии считаю ее все же особым образом дедукции, полезной более в учебном, педагогическом процессе, а не чистом поиске знаний.. И конечно рефлексия очень сильно влияет на устойчивость в динамике деятельности - на фондовых рынках, управлении деятельностью (от организации до субъектов государства). Мне например книжки Лефевра (и Шадрицкого) помогли выстроить холдинговые отношения с филиалами и грамотно подавить "центробежные настроения", помирив их с самостоятельностью.
prometa From: prometa Date: Ноябрь, 18, 2009 14:30 (UTC) (Ссылки)
Интуицию сложно технологизировать, а методология вся про технологизацию мышления. Нетехнологизируемое из нее вылетает.
iamyodaddy From: iamyodaddy Date: Ноябрь, 18, 2009 17:31 (UTC) (Ссылки)
а формальные логики (в отличие от методологов) активно пытаются формализовать интуицию и впоследствии технологизировать с помощью всякого рода экспертных, эвристических систем

я вспомнил что на курсе матлогики нам препод очень часто цитировал Есенина-Вольпина про формализацию интуиции

вообще формальная логика и матлогика построена на аксиомах. которые вообщем только интуитивно понятны
quangel From: quangel Date: Январь, 11, 2010 19:48 (UTC) (Ссылки)
У метапозиционного "я" и цели должны расти соответственно. :-)
Если у маленького локального "я" цель - удолетворить свои материальные или духовные потребности,то у метапозиционного - удовлетворить потребность Универсума вернуться в Абсолют. завершить текущий цикл "дыхания Брахмы" - возврат появленного феноменального мира в состояние Пралайи. Конечная цель выхода в состояние метапозиции - стать Бодхисаттвой. Если же выходить в метапозицию,а цели оставлять текущие - "эффективно решать проблемы",возникающие в суете Сансары, ;-) а о большем не задумываться,низбежно безцелевое "подвешенное состояние". На это даже некоторые практикующие йогу попадались. ;-)
20 комментариев или прокомментировать