?

Log in

No account? Create an account
Задача о миллионе заключенных - Практика
prometa
prometa
Задача о миллионе заключенных
Traffic: Why We Drive the Way We Do (and What It Says About Us) by Tom Vanderbilt Траффик: почему мы водим так, как водим, и что это о нас говорит.

Нудная интересная книжка на животрепещущую тему. Уже с год идет мода на гражданскую урбанистику, в которой не последнее место занимает любительский поиск решения проблем пробок. Кто увлекается этим делом, просто обязан прочитать "Трафик" - материал для умных замечаний обеспечен, и влегкую можно написать пять-шесть впечатляющих постов.

Автор - журналист, не специалист по дорожному движению, но такой, американский журналист, поэтому книжка подкреплена хорошим слоем исследований вопроса. Логически ее можно разделить на три части: обсуждение "психологии вождения", проблема пробок и безопасность на дорогах. Что-то в слоге автора (или принципиальном отсутствии каких-либо человеческих историй) - а может быть, достаточно высокая плотность тезисов - делает книжку не слишком быстрым чтением. Я осилила за несколько подходов, хотя к теме отношусь с интересом. Второй недостаток книги - это легкое отставание от времени. Она вышла в 2008 году, но там почти ничего нет о настоящих сетевых системах оповещения о пробках, практически ничего - о навигаторах, хотя и то, и другое сильно меняют то, как люди водят.

По психологии вождения: действительно, не может не поражать, что миллионы легко приспосабливаются к совершенно неестественной для человеческого существа работе: часами неподвижно сидеть, получая крайне однообразные стимулы, и управлять многотонной штукой на большой скорости. Цитирую: "Для тех из нас, кто не работает нейрохирургом, вождение автомобиля является наиболее сложной ежедневной деятельностью". Карл Бенц - основатель автомобилестроительного концерна - считал, что глобальный рынок легковых машин всегда будет очень ограничен, поскольку только малая часть людей могут освоить шоферское дело.

Вождение и очень сложно, и очень адаптивно. Вероятно, многие помнят ужас первой недели на дороги, который быстро сменился полнейшим безразличием. Мы привыкаем водить, и это наша главная проблема. 90% водителей считает себя лучше 90% других водителей на дороге: умелей, быстрее, с лучшей реакцией и большим опытом.

При этом, вот что интересно: водить опасно. Чисто теоретически, если сопоставить набор статистик, для американца, который водит в нормально-интесивном режиме в течение пятидесяти лет, шанс погибнуть в автокатастрофе составляет один к ста. На дорогах гибнет больше людей, чем в войнах и катастрофах вместе взятых. Но мы, сидя за рулем, не чувствуем себя солдатами на передовой. Главная проблема непрофессионального водителя состоит в том, что у него практически полностью отсутствует обратная связь: он никак, совсем никак не может оценить качество своих навыков, уровень риска и количество совершаемых ошибок, пока не случается ДТП. И то виноватым всегда кажется другой участник, даже если это был столбик на парковочной площадке (почему такой низкий, не видно же в зеркало заднего вида).

Есть система, используемая, преимущественно, на коммерческом транспорте - DriveCam. Это совмещение системы регистрации ДТП и рискованных ситуаций (камера и гироскопы) и камеры, направленной на водителя. Камера постоянно пишет, что происходит в салоне, и постоянно стирает - сохраняются только несколько минут видео в окрестностях резких маневров, толчков и других косвенных признаков проблем. В США их используют службы такси, грузоперевозчики, иногда покупают родители тинейджеров, получивших первую машину. Исследование большого массива накопленной DriveCam информации показывает, что люди совершенно не помнят проблем на дорогах. Почти-столкновение, вылет на обочину или что-нибудь в этом духе мгновенно забываются. Когда водителям показывают видеозаписи этих случаев, они не помнят, что было - хотя аварии не случилось по чистому везению. Поэтому даже после многих лет за рулем можно вообще никак не улучшить своих навыков. Скорее, водитель станет хуже, потому что появится лишняя самоуверенность и намертво закрепятся определенные автоматические действия. Вождение - это overleaning занятие. Мы слишком много и невнимательно водим, чтобы делать это хорошо.

Статистика DriveCam показывает, что 80% ДТП и 65% аварийных ситуаций случилось, когда водитель три секунды и более не смотрел на дорогу. Очень часто водители отвлекаются от дороги на пять, десять и даже двадцать секунд. Десять секунд! Теперь понятно, откуда появляются эти все "он выскочил прямо на меня". Средний водитель отводит глаза от дороги на 0,6 секунд каждые 3.4 секунды. И не потому, что смотрит в зеркала заднего вида - ими пользуются до смешного мало людей. Сменить радиостанцию? Это семь взглядов плюс-минус три.

Подробные исследования подтверждают, что люди очень неточно оценивают скорости и расстояния. Пешеход считает, что водитель заметит их на вдвое большей дистанции, чем это случится в действительности. Большие объекты всегда кажутся нам более медленными, чем маленькие - именно этим объясняются, казалось бы, необъяснимые катастрофы при пересечение железнодорожных путей. Поезд настолько большой, что человеческий глаз и мозг не может верно оценить его скорость - пока не будет уже слишком поздно.

Парадокс в том, что опасные дороги еще опасней, чем мы думаем, но, с виду безопасные - опасней вдвойне. Подавляющая часть аварий происходит не в "день жестянщика", когда все едут по первому снегу на летней резине в окружении густого тумана. Больше всего людей гибнут на идеальных, прямых, как стрела, шоссе при отличной видимости. Лучшие супербаны - это странный мир, устроенный, как будто для детей: с огромными яркими знаками, выглаженный, упрощенный, снабженый защитными устройствами. Водители засыпают, впадают в транс, гонят на скорости, с которой уже не справляются. Современный подход к организации движения состоит в том, чтобы делать искусственные замедления и препятствия - водитель должен принимать решение и что-то корректировать не реже, чем раз в минуту.

Один из самых радикальных способов борьбы с аварийностью и пробками - это полное изничтожение дорожного "детского мира". Никаких знаков, разметки и защитных буферов. Даже разделительная полоса отсутствует. Пешеходные зоны не отгорожены, велосипедные дорожки - тоже, все перекрестки нерегулируемые. Скорость, естественно, ограничена. В Европе есть несколько населенных пунктов, где приняли эту политику, и число аварий упало самым драматическим образом. И, что поразительно, время ожидания на перекрестках тоже сократилось. На дороге людей спасает только осознанность и включенность, поэтому ее нужно добиваться всеми способами. Скажем, когда страны переходили с правостороннего движения на левостороннее, все боялись резкого скачка аварийности. Но произошло обратное: на целый год показатели аварийности и смертности на дорогах драматически упали. И даже пробок стало меньше. Люди потеряли чувство безопасности и стали ездить действительно аккуратно, чтобы не стать жертвой своей или чужой ошибки.

Очевидно, что в Москве или любом другом крупном городе мы не можем снять все знаки, надеясь, что проблемы решатся за счет резко подскочившей внимательности водителей к окружающей среде. Нас слишком много здесь. Изрядный раздел книге посвящен всестороннейшему анализу дорожных пробок в больших городах. Пересказывать его, не скатываясь в конспект, невозможно, да и длинно получится. Интересней выводы.

Сейчас многие урбанисты-энтузиасты повторяют на все лады, что бесполезно строить новые дороги, это только выманит еще больше людей на автомобилях, и все вернется. Исследования показывают, что не то что "все вернется", иногда все станет хуже. Например, расширение дороги на полосу может снизить общую скорость движения. Если кто-то хочет дальше поддерживать дискуссии на эти темы, настоятельно советую прочитать "Трафик", сразу появится много свежих для нашего местного дискурса реприз.

В конечном итоге, автор приходит к двум сценариям решения конфликта. Первый - начать уже рассматривать место на дороге как сложный ограниченный ресурс и разработать сложную систему тарификации его использования. Должны появиться своеобразные "котировки поездок", учитывающие "спрос" на проезд по определенному участку дороги в определенное время, технология взимания денег с граждан за этот проезд, приоритет общественному транспорту. Теоретически, некоторый приоритет для общественного транспорта может запустить цепную реакцию добра: какое-то количество автомобилистов пересядут в автобус для части своих поездок, на вырученные деньги автобусы можно сделать еще лучше, они станут лучше - больше людей соблазнятся оставлять машину - ну, и так далее, до разумного равновесия.

Второе направление прописано в книге менее явно, но оно кажется мне очень интересным. Для большинства студентов теория игр начинается с задачи о двух заключенных. Подробности по ссылке, но суть в том, что участники истории - заключенные - не имеют контакта друг с другом, но должны принять решения, которые влияют на общий приговор. Если оба поступают "эгоистически", то исход для обоих будет средненьким, если оба поступают "альтруистически", то исход будет хорошим, если один так - другой эдак, то альтруисту прийдется кисло, а эгоисту - отлично. Вокруг этой молекулы нарастает огромнейшая конструкция теории игр, которая позволяет искать пути решения ситуаций со многими участниками и из взаимновлияющими решениями.

На дороге мы все - эти заключенные, только нас сотни тысяч. Пробки так устроены, что волны искажения трафика докатываются через сотни машин. Альтруизм или эгоизм водителей радикально меняет темп движения для всех. Люди, которые объезжают пробку по обочине получают преимущество минут в двадцать, сбрасывая на смирных водителей из общей очереди пенальти в час стояния, если бы "эгоистов" в потоке не было, то все бы получили ожидание в пол часа. Даже элементарная "елочка" - в месте слияния потоков машины въезжают по очереди - принята не везде, и где ее нет, заторы дольше и противней. Мы сидим в своих машинках, почти не видя друг друга. Наши идентичности сведены к моделям машин и их внешнему виду. Вокруг не люди, а "больно шустрая мазда" и "битая-помятая, все равно икс пятая". Сейчас идеология вождения предполагает, что водители будут вести себя, как косяк рыб: стандартно реагировать на стандартные внешние сигналы. Рыбы не договариваются, как именно им разворачиваться и плыть, но - посмотрите фильмы Кусто - действуют весьма слажено. 

Но в условиях переперегруженности принцип косяка не работает. Еще одна цитата из книжки - текст на билборде над оживленной дороге "Вы не застряли в трафике. Вы и есть трафик". Можно перевести грубее: "Вы не стоите в пробке, вы сами - пробка". Как могут договариваться между собой все водители на шоссе и сопряженных улицах?

Я думаю, что теоретическая возможность для этого есть. Посмотрите на Яндекс.пробки - это своеобразная автоматизированная площадка для формирования общих решений. Я даже не про советы, которые там можно оставлять, а про общее выявление ситуации. Если пробка в тоннеле на Волоколамке совсем адская, нужно ехать иначе и не раздувать ее еще больше.

Я одно время заигрывала мысленно с идеей большого стартапа: система накопления автокармы - условной "кармы" всех машин с идентификацией по номерам. Все участники трафика легко поддаются автоматической идентификации, автомобильные номера специально для этого придуманы, их хорошо считывают и распознают простые камеры. По улицам ползет уже собранная социальная сеть, которую нужно только "включить", чтобы получить потрясающие эффекты: дополнительный слой коммуникации между водителями, накопление репутации, возможность игрофикации и поощрения определенных типов водительских решений. Это целый мир. Я бы не палила идею, если бы не знала, что сейчас на тех или иных стадиях есть три-четыре стартапа на ней же. И люди из одной крупной российской конторы, которая может поднять и программную, и аппаратную части, вышли на прототипы. Мысль о деанонимизации трафика витает в воздухе, и, может так получиться, изменит то, как мы водим.

Метки:

41 комментарий или прокомментировать
Comments
autumn_flavour From: autumn_flavour Date: Январь, 5, 2013 18:30 (UTC) (Ссылки)
Надо же - я как раз дилемму заключенных (только в читанном в детской книжке варианте) вспоминаю всякий раз, когда вижу любителей обгонять по обочине. Кто-то из френдов, кстати, недавно рассказывал про обычное московское утро на выезде из спального района, кажется, Бирюлева, когда обычная глухая пробка вдруг ехала, медленно, но ехала, и никто не мог понять, почему такое чудо произошло. Пока в "Яндекс-пробках" не начали появляться восторженные благодарности в адрес водителя, который просто-напросто заглох на обочине близ въезда на шоссе и полностью перекрыл эту самую обочину. (Правда, история умалчивает о том, что он сам делал на обочине - ну, чтобы не портить светлый образ, можно предположить, что съехал по причине неисправности.) :)
lavale From: lavale Date: Январь, 5, 2013 23:34 (UTC) (Ссылки)
Дмитрий Тарасов, Бутово. Делает это специально и регулярно.
http://bg.ru/society/takie_dela_2012-15970/?chapter=8
(Удалённый комментарий)
k113 From: k113 Date: Январь, 26, 2013 07:41 (UTC) (Ссылки)
От класса вождения одного водителя пробка зависит очень мало. Нужно средний уровень повышать, чтобы каждый понимал не только свой маневр, но и поведение остальных. Дорожная социальная сеть - идея интересная, но реализация её, не мешающая вождению - очень нетривиальная задача. Поставить точку ДТП на тех же яндекс-картах - и то дело для штурмана, а не пилота. Потому что пилоту некогда (а тыкая в экран в пробке - можно эту пробку увеличить, ну, как возникает пробка, при ДТП на встречке, за отбойником. Вроде бы никак не влияет, а каждый пару секунд протупит посмотреть - и опаньки, затык...

Ну и конечно, оптимизация движения - сортировка потоков, отсечение поворачивальщиков из третьего ряда, превращение обочины в дорогу там, где это можно и отсутствие возможности движения по обочине там, где это нельзя... Всё это сложные логистические задачи, которые надо решать на высшем научном уровне.
mama_ari From: mama_ari Date: Январь, 5, 2013 19:28 (UTC) (Ссылки)
Потрясающе интересно, спасибо большое! Вообще, твои пересказы-рецензии книг все больше захватывают, ты в этом жанре просто зримо растешь несколько лет.

Идея эта году в 2007-2009 много обсуждалась в моем жж с тэгом "социальная дорога", не помню уже, не убрано ли все это под глаз, да и неважно - сейчас все те идеи стали самоочевидными баянами, а некоторые устарели, так как придумывались для менее продвинутых девайсов, чем появились за это время. Важно, что тема была большая и участвовали с интересом много людей, от Левенчука до Урбаншипа. Интересно-интересно, что получится у тех, кто сейчас делает.

Прикольно, что мысль "вождение - постоянное решение дилеммы узника на сотни участников" тоже стала общеочевидной. Интересно, когда. Я помню, как лет пятнадцать назад приходилось объяснять каждое слово в этом предложении. Вообще не было собеседников, которым оно было бы понятно. Как же клево, что мир развивается именно так.
mama_ari From: mama_ari Date: Январь, 5, 2013 19:30 (UTC) (Ссылки)
ух ты какое к тебе заползло комментом выше моего! не отвечай только, чистейший же случай.
ksann From: ksann Date: Январь, 5, 2013 20:21 (UTC) (Ссылки)
Очень интересный пересказ, и тема актуальная...
balzo From: balzo Date: Январь, 5, 2013 21:10 (UTC) (Ссылки)
Очень интересно, а что же там с левосторонним движением?
Спасибо за интересный пересказ. Так совпало, что как раз сегодня на ж.д. переезде прицепился вопрос, как же все-таки машины умудряются сталкиваться с поездами. Теоретически это кажется почти невозможным, столько всего должно совпасть.
prometa From: prometa Date: Январь, 6, 2013 07:52 (UTC) (Ссылки)
Да-да, меня тоже всегда мучил вопрос, как можно на трезвую голову загнать машину под поезд.

Когда страны переходили с правостороннего движения на левостороннее, все боялись резкого скачка аварийности. Но произошло обратное: на целый год показатели аварийности и смертности на дорогах драматически упали. И даже пробок стало меньше. Люди потеряли чувство безопасности и стали ездить действительно аккуратно, чтобы не стать жертвой своей или чужой ошибки.
rikki_t_tavi From: rikki_t_tavi Date: Январь, 5, 2013 23:28 (UTC) (Ссылки)
Гугл придумывает идею полностью автоматического движения, я не могу дождаться, когда ее опробуют. Суть ее в том, что машина едет полностью автоматически, при этом умеет говорить и договариваться с другими окружающими машинами. все торможения и ускорения автоматические, все разъезды и уступания тоже. Поскольку вынуто самое слабое звено - тупость или наглость водителя, пробок и аварий не должно быть в принципе. Как в игре в крестики-нолики - если все играют правильно и не зевают, ни один не может выиграть ( проиграть).
(Удалённый комментарий)
joe_chasmtons From: joe_chasmtons Date: Январь, 6, 2013 00:54 (UTC) (Ссылки)
> Она вышла в 2008 году, но там почти ничего нет о настоящих сетевых системах оповещения о пробках, практически ничего - о навигаторах, хотя и то, и другое сильно меняют то, как люди водят.

Знать бы еще, насколько они распространены. Этим летом в Дублине я сильно удивила таксиста рассказом про Яндекс.Пробки, первый вопрос был "Как часто там обновляется информация? Раз в час?"
prometa From: prometa Date: Январь, 6, 2013 07:59 (UTC) (Ссылки)
Яндекс.Пробки - это передовой сервис, но для Москвы он уже стал фактором влияния на трафик. Я уверена, что картинка на Я.П. серьезно меняет то, как распределяются машины.

Автор "Траффика" приводит интересный пример, как городские службы используют манипуляции информацией о загруженности дорог, чтобы разгрузить какие-то магистрали. Отпугивают водителей ложными оповещениями о мегапробках.
silamandarina From: silamandarina Date: Январь, 6, 2013 12:05 (UTC) (Ссылки)
Как всегда, жутко интересно! Спасибо!
anny_key From: anny_key Date: Январь, 6, 2013 13:59 (UTC) (Ссылки)
Ну наконец-то за проблему анонимного трафика и невозможности общения на дороге взялись всерьез.
Кажется, это самая ударная часть твоего поста. Еще очень понравилось про полное включение путем устранения организации движения. А там нет ничего про исследования индийского трафика и прочих азиатских-африканских незарегулированных? Вроде общее место, что во многих странах регионов с правилами напряг и народ ездит как хочет.
Идея автомобильной соцсети очень давно витает, витает, но все никак не вывитает, лет пять точно, а то и больше. Я уж думала, что реализация никогда не случится.
prometa From: prometa Date: Январь, 8, 2013 17:25 (UTC) (Ссылки)
Там есть глава об особенностях национального трафика. В Индии дикая смертность на дорогах.
andrey_v_fomin From: andrey_v_fomin Date: Январь, 7, 2013 18:40 (UTC) (Ссылки)
Екатерина, благодарю Вас, всегда с интересом читаю Ваши обзоры. Интересно за решением дилеммы внутри себя наблюдать . Я, как правило, по обочине не езжу и стараюсь на съезде не выезжать в левые ряды, но очень сложно удерживаться, когда тебя второй десяток обгоняет справа…
prometa From: prometa Date: Январь, 8, 2013 17:23 (UTC) (Ссылки)
Я объезжала, когда у меня в машине был голодный младенец. Обычно не объезжаю, и думаю, что было бы круто, если бы там становился гаишник и штрафовал за езду по обочине.
Dima Ku From: Dima Ku Date: Январь, 7, 2013 21:53 (UTC) (Ссылки)
Спасибо за обзор и саму книжку, очень интересно.
Было бы здорово опубликовать пост в блогах "Городских проектов" Варламова и Каца:
http://city4people.ru/blog/
Конечно, с указанием авторства и источника.
Если вы не против такой перепечатки, пожалуйста напишите: dm.kuharev на yandex.ru
prometa From: prometa Date: Январь, 8, 2013 17:23 (UTC) (Ссылки)
Написала.
ljournalist_bot From: ljournalist_bot Date: Январь, 26, 2013 06:09 (UTC) (Ссылки)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
zevaka_derevnia From: zevaka_derevnia Date: Январь, 26, 2013 10:05 (UTC) (Ссылки)
Спасибо, интересно
kesar_civ From: kesar_civ Date: Январь, 29, 2013 08:50 (UTC) (Ссылки)
Всё это важно и очень интересно, но как показывает практика, решение проблемы пробок кроется в решении транспортной проблемы :) если точнее, то в создании такой ситуации, когда пользоваться личным транспортом менее удобно, чем общественным, а общественным достаточно удобно, чтобы решать все основные жизненные транспортные задачи. И путь этот лежит через демократию и одновременно лидерство интеллектуалов и людей, способных к долгосрочному планированию и управлению системой как целым.

Я говорю о Куритибе: http://repil.livejournal.com/6044.html

немного фоток оттуда http://www.tema.ru/travel/brazil-2/
41 комментарий или прокомментировать